![]() ![]() |
![]()
Рецептов на сайте: 10144
Всего участников зарегистрировано: 486 ![]() В Мой Мир
Разработка сайта:
Творческая Мастерская Бурение скважин на воду Выкуп битых авто в Москве |
Кулинарные новости06/04/2015 23:17:05 | Сумаляк: как готовят главное лакомство НаврузаВ пятницу, 3 апреля, столичная узбекская диаспора устроила в одном из уютных московских лофтов красочный праздник. Гостей потчевали древним блюдом сумаляк – главным лакомством Навруза, а также вкуснейшим пловом и узбекскими винами. Кроме национальной кухни культуру страны представили показом мод, музыкой и танцами. Светская вечеринка получилась по-восточному теплой и душевной. Сумаляк – блюдо, которое принято готовить раз год, в период празднования Навруза. Для мусульман, соблюдающих традицию, это культовое блюдо, также как и сам процесс его изготовления – как пасхальный кулич для христиан. «Мы хотим познакомить московскую общественность с Наврузом поближе, причем в его конкретной части – части сумаляка, потому что это центральное блюдо праздника, которому почти три тысячи лет. Навруз уходит корнями в эпоху древних ариев, когда на территории Средней Азии был распространен зороастризм. Это праздник весеннего равноденствия, но свою культовую принадлежность он давно уже потерял. Сейчас узбеки воспринимают его, как русские – Ивана Купалу, Масленицу, то есть как некие пережитки языческой эпохи», – рассказал корреспонденту «МИР 24» организатор вечера Хабиб Абдуллаев, председатель Узбекской национально-культурной автономии города Москвы. «Сегодня Навруз, пожалуй, самый объединяющий праздник, потому что он никак не связан с религиозными традициями, – отметил Абдуллаев. – Мы хотели рассказать о замечательной традиции приготовлении сумаляка, и чтобы люди его попробовали. Это очень маленькая часть культуры, но все-таки». По словам Хабиба Пулатовича, праздник в подобном формате проводится в Москве уже третий год, однако впервые главной целью позиционируется знакомство с традициями узбекского народа представителей других национальностей, никак не связанных с Узбекистаном. О появлении сумаляка существует много легенд. Согласно одной, рецепт придумала женщина, которой нечем было кормить своих детей. Она нарвала растений, которые произрастали неподалеку (проросшая пшеница), бросила в казан их, а также камень, чтобы похлебка не пригорала, и долго варила на медленном огне. Наутро в котле образовалась густая коричневая кашица, очень питательная и вкусная. Другая легенда гласит, что сумаляк впервые приготовили жители осажденного города, в стенах которого из еды остались только мешки отсыревшей и проросшей пшеницы. Каша, получившаяся из них, придала воинам столько сил, что они смогли отбить город у врагов. Каких-либо достоверных источников на этот счет не сохранилось. Как становится ясно из этих преданий, главный ингредиент сумаляка – пророщенные ростки пшеницы. Из них получают густое белое «молочко», которое долго варят с хлопковым маслом и пшеничной мукой, непрестанно помешивая. Целиком приготовление этого лакомства занимает целых две недели. Сначала женщины отбирают пшеницу, промывают холодной водой и замачивают на три дня. Сырую пшеницу рассыпают на чистой деревянной поверхности и накрывают влажной марлей: под ней в теплом и темном месте зерна прорастают около двух недель, хотя бывает и быстрее. Марлю периодически сбрызгивают водой. Когда ростки достигают трех-пяти сантиметров в длину, их проворачивают через мясорубку или толкут в ступе. Эту массу снова трижды промывают, процеживают через марлю и отжимают. В результате получается мутная беловатая жидкость, которую в три этапа заливают в котел с хлопковым маслом, постоянно помешивая, добавляют туда пшеничную муку. Чтобы при долгой варке масса не пригорала, в казан кидают орехи и некрупные камни. Варят сумаляк около 12 часов. В итоге получается однородная темно-коричневая кашица, очень сытная и сладкая. Напоминает кондитерский крем, но не приторный. Если в порции сумаляка вам попался орех или камень – считайте, это к счастью! По окончанию варки котлы плотно закрывают, и блюдо доходит до нужной консистенции всю ночь, томясь под крышкой. Едят сумаляк небольшими порциями в холодном виде, «зачерпывая» лепешкой. Угощать сумаляком принято друзей и соседей, как, впрочем, всегда, если речь идет о традиционных праздниках. Сумаляк, который подали гостям в Москве, накануне женщины из узбекского женского клуба «Дугона» («Подруги») варили в двух огромных казанах прямо во дворе Музея Востока на Никитском бульваре. Принято, чтобы монотонное приготовление сумаляка сопровождалось веселыми разговорами, пением и танцами. Женщины занимаются готовкой, а мужчины следят за огнем. «Собирается огромная община. Нас вчера было человек 100, два казана мы поставили, устроили пляски вокруг. Было ощущение, будто мы сидим в собственной махалле. По традицию это должно делаться к Наврузу, но в силу того, что здесь холодно, мы сдвинули к началу апреля», – рассказывает одна из активисток «Дугоны». «Я родилась в Узбекистане, а мои дети уже родились и выросли в России. Они подрастают, и возникает необходимость знакомить с их с родной культурой. Например, мои дети уже по-узбекски не разговаривают. Я сегодня привела младшего сына, чтобы он узнал больше о своем народе», – объясняет вторая необходимость проведения подобных национальных вечеров. После угощения сумаляком, вкуснейшей самсой, фруктами и восточными сладостями последовали национальная музыка и танцы. Одним из самых распространенных узбекских музыкальных инструментов является дойра – ударный инструмент наподобие бубна. Мастер по игре на дойре показал, как можно отстукивать ритм сразу на трех инструментах. Узбеки, особенно представительницы прекрасной половины диаспоры, оказались очень легки на подъем. Когда очаровательная танцовщица удалилась, исполнив свой номер, не выдержала и пустилась в пляс одна из участниц «Дугоны», сорвав овации и блистательно продемонстрировав красивый национальный танец. Следующим пунктом программы стало модное дефиле. Молодая узбекская дизайнер представила костюмы, выполненные на основе народных мотивов: летящие ткани, яркие цвета и вышивка в сочетании с классическим черным и обувью на высоких каблуках. Около девяти часов вечера приготовили еще одно знаменитое блюдо узбекской кухни – плов. К этому моменту гостей в небольшом лофте на Дубровке собралось столько, что буквально яблоку некуда было упасть. Поэтому пробираться к ароматному казану было непростой задачей, но это того стоило. Периодически посещать подобные национальные праздники стоит всем. Оказавшись в гостеприимной обстановке среди представителей совершенно другой культуры, отрываешься от стереотипов и понимаешь, что по большому счету ничего не знаешь о людях, которые соседствуют с тобой в мегаполисе. А углубление в историю живущего рядом древнего народа помогает не делать выводы о целой нации только по наблюдениям за отдельными ее представителями. Напомним, празднование Навруза наиболее широко отмечается в Иране и Афганистане, где, согласно официальным календарям, принятым в этих странах, в это время наступает Новый год. Эта дата – 21 марта – и называется Навруз, Ноуруз. Дословно название праздника переводится «Новый день», так как приходится на весеннее равноденствие, когда день уравнивается в своей продолжительности с ночью, а затем начинает ее обгонять. Весна окончательно вступает в свои права - приходит пора весенней полевой страды, пора забот и надежд земледельца. Поэтому Навруз – праздник не только нового года, а еще и прихода весны и начала земледельческих работ. В 2009 году «Навруз» был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 году 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта «Международным днем Навруза». КомментарииДля того, чтобы оставлять комментарии к рецептам, необходимо авторизоваться.Просмотр комментариев |
![]() ![]() |